Каталог
+380Показать номер

Уличное освещение на столбах: особенности и требования

Уличное освещение на столбах: особенности и требования

Продуманная система освещения улиц обеспечивает не только комфорт пешеходов и эффектные городские пейзажи, но и безопасность автотранспортного движения. Условия такого освещения регламентируются нормативами СНиП и касаются множества факторов: конструкции светильников, параметров светопотока, расположения опор и расстояния между ними, фундамента и крепежных элементов.

Основные условия проектирования эффективного уличного освещения

При планировании освещения путей, архитектурных ансамблей, строительных и декоративных объектов необходимо учитывать особенности местности, рельефа, а также светоотражающие характеристики дорожного полотна. Для разных участков территории существуют свои нормы.

Светильники монтируются непосредственно на столбах или протянутых между ними тросах. Допускается комбинированный вариант, а также монтаж на стенах сооружений.

Основные условия эксплуатации и монтажа уличных осветительных приборов следующие:

  • энергоэффективность;
  • возможность эффективного контроля и управления из единого центра;
  • удобство обслуживания;
  • высокий уровень защищенности от негативных факторов окружающей среды (осадков, влаги, пыли, ветра, обледенения).

Требования к освещению улиц

Интенсивность освещения разных уличных объектов отличается в зависимости от значения дороги и интенсивности движения транспорта.

Нормы средней горизонтальной освещенности покрытия:

  • категория А: городские транспортные пути. Норма – 15-20 лк;
  • категория Б: районные транспортные пути. Норма – 10-15 лк;
  • категория В: местные транспортные пути. Норма – 4-6 лк.

На выбор светильников влияет также степень запыленности. В условиях сильной запыленности применяют осветительные приборы с классом защищенности IP54.

особенности опорных конструкций и их размещения

Особенности опорных конструкций и их размещения

Для монтажа светильников допускаются опоры из разных материалов: чугуна, оцинкованной стали, железобетона, алюминия, дерева, пластика, композитных материалов. Выбор во многом определяется экономической выгодой, а также требованиями к дизайну.

Главные требования к опорным конструкциям – прочность и стойкость к погодно-климатическим воздействиям (должны выдерживать ветер до 160 км/ч).

В качестве фундамента используется базис из бетона или монтажный блок, погруженный в землю. На их габариты влияют:

  • место установки;
  • особенности грунта;
  • вес конструкции и ее оборудования;
  • высота;
  • режим эксплуатации и обслуживания опоры.

Фундамент заглубляется не меньше, чем на 0,8 м на газонах и не меньше 1,25 м под проезжей частью дороги.

В случае, если установка отдельной опоры не оправдана с финансовой точки зрения, светильники могут монтироваться на опорах электросети, а также на протянутых тросах, струнах, крепежных кабелях. Они монтируются к оградам зданий с применением амортизационных деталей. Особенно часто такой способ установки опор освещения практикуют над магистралями в несколько полос или в зонах с обширными зелеными насаждениями.

Расположение столбов может быть:

  • по одной стороне;
  • в шахматном порядке по двоим сторонам;
  • прямоугольным двосторонним;
  • осевым;
  • прямоугольным дворядным по осям движения;
  • прямоугольным дворядным по осям дороги.

В случае шахматного двостороннего расположения, отношение шага к высоте монтажа не должно превышать 7 к 1. В остальных случаях – не больше 5 к 1.

Столбы в пределах пешеходных участков размещаются за дорожным полотном. Порядок размещения столбов зависит от ширины пешеходной дороги: до 10 м – односторонний, больше 10 м – дворядный шахматный или прямоугольный.

Расстояния между столбами зависят от мощности светильников, высоты подвеса, вида ламп. В частности,

  • при интенсивном движении расстояние между бордюром и столбом – 1 м;
  • при обычных условиях – 0,6 м;
  • на путях, не предназначенных для перемещения грузового и электротранспорта – 0,3 м;
  • в случае отсутствия бордюра – 1,75 м.

Также размещение светильников зависит от радиуса закругления дороги в местах поворота. Например, если он около 60-250 м – светильники располагаются на одной, внешней стороне.

Особые требования есть к размещению опор на переездах железной дороги, пешеходных переходах, около шлагбаумов. В таких местах устанавливают два осветительных устройства, расположенных по диагонали.

Особенности монтажа светильников

Для правильной работы освещения, нужно соблюдать определённые требования монтажа светильников:

  • если используются лампы накаливания свыше 100 Вт – расстояние увеличивают до 4 м от земли;
  • светильники уличного освещения должны располагаться не ниже 0,5 м от крыш зданий и 3 м от уровня земли;
  • на мостах и парапетах светильники могут располагаться на высоте 0,9-3 м от земли;
  • расстояние от осветительного прибора до ЛЭП или другой сети должно быть равно или больше 0,6 м;
  • важным условием является правильная направленность света и использование соответствующих рефлекторов. Например, консольные светильники можно располагать с углом 15-30 градусов к горизонту;
  • при освещении внешних рекламных конструкций необходимо устранить возможность ослепления водителей;
  • запрещается использование ярких светильников, направленных в окна жилых зданий.

При крепеже светильников кронштейн должен не только выдерживать вес оборудования, но и обеспечивать быстрый, удобный демонтаж/монтаж в случае необходимости ремонта или углубленного обслуживания. Материалом для кронштейнов служит горячеоцинкованная сталь с лакокрасочным покрытием. Разновидности кронштейнов: одинарные, двойные, "гусаки", настенные (Г-образные), оголовники, торшерные.

Управление системой уличного освещения

Особое внимание следует уделить выбору системы контроля и управления уличным освещением, поскольку она должна обеспечивать не только надлежащий режим работы светильников, но и экономию энергоресурсов.

Различают две основные системы:

  • ручная;
  • автоматическая.

Автосистемы бывают на основе:

  • фотореле, контролирующих уровень естественной освещенности;
  • датчиков движения, реагирующих на появление движущегося объекта в заданном радиусе;
  • таймеров, которые включают и отключают освещение в заданное суточное время.

Разработку и внедрение системы уличного освещения лучше доверить специалистам. Поскольку все этапы, включая изучение условий функционирования и подбор осветительных устройств, требуют профессионализма и специальных знаний.

Назад в: Освещение, Электричество 20-05-2019

Оцените публикацию?

Сообщения не найдены

Новое сообщение
Получить консультацию
Получить консультацию

Если Вам нужна техническая консультация, наши специалисты помогут Вам ...

Подать заявку
Смотрите также
Как заменить старые крепежные элементы на новые?
Как заменить старые крепежные элементы на новые?

Если на объекте заказчика действует развернутая и структурированная кабельная система , в ее состав в обязательном порядке входят...

Зачем нужны слаботочные сети в магазине?
Зачем нужны слаботочные сети в магазине?

Мало кто задумывается над тем, как магазин устроен «изнутри». Четкая система поставок продукции и учета товаров, слаженная работа...

Как проверить обрыв кабеля и найти место повреждения?
Как проверить обрыв кабеля и найти место повреждения?

Обрыв кабеля в перегородке или стене – редкое, но весьма неприятное явление в частных домах, которое возможно по разным причинам....

Все статьи