Каталог
+380Показать номер

Уличное освещение на столбах: особенности и требования

Уличное освещение на столбах: особенности и требования

Продуманная система освещения улиц обеспечивает не только комфорт пешеходов и эффектные городские пейзажи, но и безопасность автотранспортного движения. Условия такого освещения регламентируются нормативами СНиП и касаются множества факторов: конструкции светильников, параметров светопотока, расположения опор и расстояния между ними, фундамента и крепежных элементов.

Основные условия проектирования эффективного уличного освещения

При планировании освещения путей, архитектурных ансамблей, строительных и декоративных объектов необходимо учитывать особенности местности, рельефа, а также светоотражающие характеристики дорожного полотна. Для разных участков территории существуют свои нормы.

Светильники монтируются непосредственно на столбах или протянутых между ними тросах. Допускается комбинированный вариант, а также монтаж на стенах сооружений.

Основные условия эксплуатации и монтажа уличных осветительных приборов следующие:

  • энергоэффективность;
  • возможность эффективного контроля и управления из единого центра;
  • удобство обслуживания;
  • высокий уровень защищенности от негативных факторов окружающей среды (осадков, влаги, пыли, ветра, обледенения).

Требования к освещению улиц

Интенсивность освещения разных уличных объектов отличается в зависимости от значения дороги и интенсивности движения транспорта.

Нормы средней горизонтальной освещенности покрытия:

  • категория А: городские транспортные пути. Норма – 15-20 лк;
  • категория Б: районные транспортные пути. Норма – 10-15 лк;
  • категория В: местные транспортные пути. Норма – 4-6 лк.

На выбор светильников влияет также степень запыленности. В условиях сильной запыленности применяют осветительные приборы с классом защищенности IP54.

особенности опорных конструкций и их размещения

Особенности опорных конструкций и их размещения

Для монтажа светильников допускаются опоры из разных материалов: чугуна, оцинкованной стали, железобетона, алюминия, дерева, пластика, композитных материалов. Выбор во многом определяется экономической выгодой, а также требованиями к дизайну.

Главные требования к опорным конструкциям – прочность и стойкость к погодно-климатическим воздействиям (должны выдерживать ветер до 160 км/ч).

В качестве фундамента используется базис из бетона или монтажный блок, погруженный в землю. На их габариты влияют:

  • место установки;
  • особенности грунта;
  • вес конструкции и ее оборудования;
  • высота;
  • режим эксплуатации и обслуживания опоры.

Фундамент заглубляется не меньше, чем на 0,8 м на газонах и не меньше 1,25 м под проезжей частью дороги.

В случае, если установка отдельной опоры не оправдана с финансовой точки зрения, светильники могут монтироваться на опорах электросети, а также на протянутых тросах, струнах, крепежных кабелях. Они монтируются к оградам зданий с применением амортизационных деталей. Особенно часто такой способ установки опор освещения практикуют над магистралями в несколько полос или в зонах с обширными зелеными насаждениями.

Расположение столбов может быть:

  • по одной стороне;
  • в шахматном порядке по двоим сторонам;
  • прямоугольным двосторонним;
  • осевым;
  • прямоугольным дворядным по осям движения;
  • прямоугольным дворядным по осям дороги.

В случае шахматного двостороннего расположения, отношение шага к высоте монтажа не должно превышать 7 к 1. В остальных случаях – не больше 5 к 1.

Столбы в пределах пешеходных участков размещаются за дорожным полотном. Порядок размещения столбов зависит от ширины пешеходной дороги: до 10 м – односторонний, больше 10 м – дворядный шахматный или прямоугольный.

Расстояния между столбами зависят от мощности светильников, высоты подвеса, вида ламп. В частности,

  • при интенсивном движении расстояние между бордюром и столбом – 1 м;
  • при обычных условиях – 0,6 м;
  • на путях, не предназначенных для перемещения грузового и электротранспорта – 0,3 м;
  • в случае отсутствия бордюра – 1,75 м.

Также размещение светильников зависит от радиуса закругления дороги в местах поворота. Например, если он около 60-250 м – светильники располагаются на одной, внешней стороне.

Особые требования есть к размещению опор на переездах железной дороги, пешеходных переходах, около шлагбаумов. В таких местах устанавливают два осветительных устройства, расположенных по диагонали.

Особенности монтажа светильников

Для правильной работы освещения, нужно соблюдать определённые требования монтажа светильников:

  • если используются лампы накаливания свыше 100 Вт – расстояние увеличивают до 4 м от земли;
  • светильники уличного освещения должны располагаться не ниже 0,5 м от крыш зданий и 3 м от уровня земли;
  • на мостах и парапетах светильники могут располагаться на высоте 0,9-3 м от земли;
  • расстояние от осветительного прибора до ЛЭП или другой сети должно быть равно или больше 0,6 м;
  • важным условием является правильная направленность света и использование соответствующих рефлекторов. Например, консольные светильники можно располагать с углом 15-30 градусов к горизонту;
  • при освещении внешних рекламных конструкций необходимо устранить возможность ослепления водителей;
  • запрещается использование ярких светильников, направленных в окна жилых зданий.

При крепеже светильников кронштейн должен не только выдерживать вес оборудования, но и обеспечивать быстрый, удобный демонтаж/монтаж в случае необходимости ремонта или углубленного обслуживания. Материалом для кронштейнов служит горячеоцинкованная сталь с лакокрасочным покрытием. Разновидности кронштейнов: одинарные, двойные, "гусаки", настенные (Г-образные), оголовники, торшерные.

Управление системой уличного освещения

Особое внимание следует уделить выбору системы контроля и управления уличным освещением, поскольку она должна обеспечивать не только надлежащий режим работы светильников, но и экономию энергоресурсов.

Различают две основные системы:

  • ручная;
  • автоматическая.

Автосистемы бывают на основе:

  • фотореле, контролирующих уровень естественной освещенности;
  • датчиков движения, реагирующих на появление движущегося объекта в заданном радиусе;
  • таймеров, которые включают и отключают освещение в заданное суточное время.

Разработку и внедрение системы уличного освещения лучше доверить специалистам. Поскольку все этапы, включая изучение условий функционирования и подбор осветительных устройств, требуют профессионализма и специальных знаний.

Назад в: Освещение, Электричество 20-05-2019

Оцените публикацию?

Сообщения не найдены

Новое сообщение
Получить консультацию
Получить консультацию

Если Вам нужна техническая консультация, наши специалисты помогут Вам ...

Подать заявку
Смотрите также
Светодиодное освещение офиса: что важно знать и учесть?
Светодиодное освещение офиса: что важно знать и учесть?

Светодиодное освещение по праву считается одним из самых выгодных в перспективе использования в офисных, общественных и жилых зданиях....

История развития электрического освещения
История развития электрического освещения

История развития электрического освещения начинается с далекого 1802-го года, когда профессор физики и, по некоторым данным, первый...

Какой провод нужен для подключения светильников?
Какой провод нужен для подключения светильников?

При выборе кабеля стоит сразу отбросить вариант с алюминиевыми жилами – такие кабели запрещены для использования в домашней электропроводке...

Все статьи