Сам термин информационная система (ИС) известен давно. Мы попробуем в этой статье разъяснить, какие бывают виды информационных систем в общих чертах. Для начала конкретизируем значение самого термина. Информационная система представляет собой комплекс программного, вычислительно-технического и организационного обеспечения, а также обслуживающего персонала, предназначенный для обеспечения пользователей требуемой информацией в конкретной области деятельности.
Информационные системы на предприятии классифицируются по ряду критериев. Рамки данной статьи не позволяют подробно рассмотреть каждый класс в отдельности, но можно остановиться на некоторых из них, чтобы составить представление о видах ИС. Классификация информационных систем предприятий может разделять их по архитектуре, степени автоматизации, сфере применения, охвату задач, характеру обработки данных. В общем, вся эта классификация довольно условна.
Подсистемы ИС
Чаще всего ИС делят на две подсистемы: обеспечивающую и функциональную. Первая, включает в себя такие составляющие, как: аппаратное обеспечение, производящее обработку и передачу данных; само информационное обеспечение (в него включены разнообразные справочники, классификаторы и прочие средства формализации данных); методология решения функциональных задач (математическое обеспечение). Вторая подсистема состоит из комплекса решаемых задач, сформированного по признакам общности цели на предприятии.
Различают такие три вида информационных систем на разных уровнях:
- плановые – создающиеся на административной ступени управления, для принятия решений, имеющих длительный срок действия. Это может быть внедрение и оптимизация звеньев цепи логистики; составление планов производства; распределение резервов; управление материалами и тому подобное;
- диспетчерские – создаются на ступени администрирования цехом или складом для скоординированной работы персонала, планирования действий на ближнюю и отдаленную перспективу, управление внутрицеховым транспортом, учет, отбор и комплектование грузов по заказам, управление складскими и производственными запасами;
- исполнительные – нужны на ступени оперативного управления для выполнения ежедневных задач в режиме реального времени, а именно: оперативное управление вспомогательным обслуживанием основного производства, управление передвижениями и перемещениями и тому подобное.
В идеальном случае в рамках отдельного предприятия должна быть задействована единая корпоративная ИС, способная удовлетворить информационные требования всех работников и подразделений. На самом же деле, к сожалению, создание такой всеохватывающей системы невозможно. На предприятиях обычно задействовано несколько разных ИС, которые могут решать лишь разрозненные группы задач. При этом часть их бывает решаема одновременно несколькими системами, а некоторые задачи вообще не автоматизированы.