Диспетчерский центр представляет собой многокомпонентный программно-технический узел, задачей которого является мониторинг рабочей среды объекта, технологических процессов или ситуаций.
Диспетчерские центры бывают разные по масштабу: от узкопрофильных центов мониторинга заводского оборудования до крупных центров контроля режимных объектов, распределенных на большой территории, филиалов, транспортных и коммуникационных узлов.
Задачи диспетчерского центра – это сбор информации, ее систематизация, обработка, анализ и передача руководству. Продуманная, тщательно спланированная структура диспетчерского центра облегчит управление системой объектов, минимизирует риски и обеспечит максимально быстрое принятие важных решений.
Существуют также специализированные центры – ситуационные. Они работают в особом режиме и предназначены для оперативного управления кризисными ситуациями. Например, при стихийных бедствиях, техногенных катастрофах, крупных авариях на промышленных объектах и так далее.
Оборудование диспетчерских центров
Основными компонентами диспетчерского центра являются:
- локальная вычислительная сеть;
- видеостена и дополнительные мониторы;
- консоли операторов;
- средства видеоконференцсвязи;
- система оповещения;
- система внешнего наблюдения;
- СКУД;
- система управления.
Обязательными для диспетчерского помещения являются инженерные системы жизнеобеспечения и поддержания рабочего режима, в частности: энергоснабжения (основного и резервного), освещения, климат-контроля, сигнализации.
В числе немаловажных условий стоит также подбор практичной, удобной мебели и ее расположение в продуманных местах.
Требования к организации диспетчерского центра мониторинга и управления
Структура диспетчерского центра должна быть в полной мере эргономичной, безопасной и соответствовать следующим условиям:
- досягаемость элементов мониторинга и управления для персонала;
- хороший обзор мониторов с разных точек помещения;
- изолированность от внешних факторов и защищенность от проникновения посторонних;
- комфорт рабочих мест операторов (важно для повышения эффективности труда, концентрации и снижения утомляемости в чрезвычайных ситуациях);
- рациональное размещение оборудования;
- нормированный микроклимат (освещение, температурный режим, влажность, уровень шума).
Особенности эффективного диспетчерского центра
Кроме основных требований к инфраструктуре и организации диспетчерского центра, есть и немаловажные дополнительные условия, которые помогут снизить затраты на его содержание и обслуживание.
В частности, это ремонтопригодность и надежность всей аппаратуры и материалов, длительный срок эксплуатации, поддержка круглосуточного бесперебойного режима работы, возможность масштабирования или модернизации.
Все эти требования обязательно будут учтены еще на стадии проектирования, если обратиться к профессионалам, знакомым с соответствующими типами, брендами и моделями оборудования для диспетчерских центров. Более детально ознакомиться с комплексом услуг по построению систем диспетчеризации и автоматизации «под ключ» можно здесь.