Выбор оптического кабеля для построения оптоволоконной линии связи – одна из наиболее ответственных процедур, выполняемых в рамках соответствующего проекта специалистами.
Корректный выбор кабеля является залогом надежности, защищенности и длительной службы ВОЛС. Данная статья поможет потенциальным заказчикам разобраться в терминологии и ответит на вопрос, какими основными критериями пользуются разработчики таких линий в ходе подбора основных материалов.
Какие бывают разновидности оптического кабеля
Три основных критерия выбора оптического кабеля:
- тип волокна;
- конструкция кабеля;
- место и способ прокладки.
Рассмотрим их подробнее.
По типу волокон оптоволоконные кабели бывают:
- одномодовыми;
- многомодовыми.
Название указывает на геометрические и оптические особенности сердцевины, выполняющей роль светопроводящей жилы. В одномодовых возможно распространение одного луча (моды), так как их диаметр равен длине световой волны. Многомодовые жилы значительно больше в диаметре и по ним может передаваться несколько лучей. Этот параметр влияет на проводимость и структуру будущей сети, а также на объем резервного запаса оптических волокон. Требования к типу волокна и его структуре указываются в описании оборудования для оптоволоконных сетей.
Конструкция кабеля. Здесь тоже идет деление на 2 основные группы:
- внутренние элементы кабеля размещены свободно;
- внутренние элементы сконцентрированы и зафиксированы вокруг центральной оси.
В первом варианте отсутствует осевой компонент, который придает кабелю устойчивость к растяжению. Волокна размещены в защитной трубке, заполненной гидрофобным компаундом. Есть варианты такого кабеля, снабженные дополнительной защитой (броней из стальной гофроленты, влагопоглощающей лентой. В некоторых моделях поверх брони устанавливаются армирующие силовые элементы (стальные стержни).
Второй вариант исполнения, модульный, предусматривает наличие сердечника – стального или стеклопластикового стержня. Вокруг него защитные трубки – модули, с проходящими по ним волокнами. Пространство между модулями и внутри их заполняется гидрофобным гелем. Кабелей такого типа тоже могут снабжаться влагопоглощающими лентами, броней, дополнительной внешней оболочкой.
Преимущество модульной конструкции в хорошей защите от механических и других воздействий. Трубчатые кабели более легкие, гибкие, финансово выгодные и менее габаритные.
Специализация оптоволоконных кабелей в зависимости от места прокладки
Как уже подчеркивалось, на выбор оптоволоконного кабеля влияют особенности его материалов, структуры, защиты от разных негативных факторов. Эти параметры определяют предпочтительное место и способ прокладки кабеля.
Например, кабели для внутренней прокладки меньше всего защищены, чаще всего изготавливаются с оболочкой из негорючих материалов или материалов с низким дымовыделением.
Универсальные кабели одинаково подойдут и для прокладки внутри объекта, и для внешних работ, и для укладки в кабельную канализацию или трубы. Характеризуются наличием влагозащиты, устойчивы к растяжению (несут усиливающие элементы), удобны в монтаже и довольно легки.
Кабели для воздушных линий могут снабжаться усиливающими элементами двух видов: внешними и внутренними. Их роль выполняют тросы или сердечники.
Бронированные кабели создаются для прокладки в тяжелых условиях, когда ожидаются повышенные механические нагрузки, кабелю могут угрожать грызуны, усадки грунта, удары, землекопные работы. Броня может быть в виде стальной гофроленты или проволоки. Обычно бронированные кабели выбирают для прокладки в кабельной канализации или в траншеях.
Перечисленные критерии учитываются при выборе оптического кабеля для определенного участка ВОЛС. В частности, требования к надежности, широкополосности, экономичности, гибкости и габаритам кабеля существенно отличаются для таких участков, как
- магистральные;
- распределительные;
- абонентские;
- соединительные.
Таким образом, выбор требуемых типов и разновидностей кабеля для построения ВОЛС «под ключ» – это кропотливая комплексная работа, требующая многих расчетов, анализа среды, в которой будет проложена магистраль, условий эксплуатации и факторов воздействия.