Диспетчеризация лифтового хозяйства идет рука об руку с его автоматизацией, которая начала применяться с появлением более-менее технологически независимых лифтовых систем, обеспечивающих эффективную эксплуатацию и диагностику механики лифта без значительных затрат на постоянную оплату работы дежурного персонала.
Современные лифтовые механизмы сравнимы по сложности с компьютерами: разработаны на базе электронных технологий, включают комплексные решения для мониторинга состояния всех компонентов, систематизации и анализа собранной информации, а также для автоматического принятия решений в критических ситуациях.
Диспетчеризация лифта обеспечивает выполнение следующих задач:
- защита оборудования в случае перегрузок, аварий, ошибок;
- предохранение двигателя от перегрева;
- контроль скорости движения;
- безопасность пассажиров;
- автоматическая самодиагностика электронных подсистем;
- связь с диспетчером.
Диспетчеризация территориально распределенного лифтового хозяйства, принадлежащего одной компании, подразумевает также возможность ручного операторского управления многими лифтами в разных зданиях из одного центра.
Таким образом, диспетчеризация лифтов – залог экономии средств, трудовых ресурсов и времени на устранение последствий чрезвычайных происшествий, а также гарантия высокой эффективности деятельности лифтовой компании и доверия потребителей ее услуг.
С развитием этой сферы, задача диспетчеризации все чаще сопровождается решением ряда других задач: как лучше организовать диспетчеризацию лифта определенной конструкции и типа в конкретных условиях эксплуатации, какую систему выбрать, кому доверить разработку проекта или технических условий, а также ее монтаж и последующий периодический сервис.
Правильная организация процесса диспетчеризации лифта
Первым и основным пунктом является подбор организации-подрядчика, обладающей достаточным опытом и средствами для реализации проекта диспетчеризации, соответствующего условиям и режимам функционирования лифта и диспетчерского пункта.
Подрядчик проводит обследование объекта и предлагает готовые решения, если они уже есть. В противном случае составляется индивидуальный проект, предусматривающий не только функциональность системы, но и экономическую выгоду ее эксплуатации.
Далее проводятся технические расчеты параметров и характеристик оборудования, которое должно входить в систему.
К таким устройствам относятся:
- пульта диспетчера;
- связного оборудования (диспетчерского терминала со средствами связи);
- терминала для передачи информации на пульт диспетчера;
- коммуникационных каналов и линий;
- линий электропитания;
- датчиков состояния окружающей среды, состояния подсистем лифта, систем диспетчеризации и автоматизации;
- компьютерного оборудования для сбора, обработки, анализа и накопления информации, которая поступает с датчиков и из кабины лифта;
- управленческого и аналитического программного обеспечения;
- блока управления основными узлами лифта (приводами, тормозными устройствами и прочим движущимся оборудованием).
Специалисты-разработчики составляют планы размещения и монтажа оборудования, технологические схемы прокладки кабельных линий, условия развертки передачи данных по беспроводным каналам связи (GPRS, интернет-канал, GSM, голосовой канал). Разрабатываются алгоритмы функционирования подсистем, реакции автоматического оборудования на те или иные ситуации.
После этого выполняется подбор оборудования и ПО, а также монтажные и пуско-наладочные работы.
Доверив диспетчеризацию лифта специалистам в этой области, можно достичь значительной экономии средств на всех этапах его эксплуатации. К тому же, правильно организованная инженерная инфраструктура обеспечит высокую надежность оборудования, износоустойчивость и защиту от аварий, низкие расходы на содержание системы.